evrica_taurica (evrica_taurica) wrote,
evrica_taurica
evrica_taurica

Рассказы о деревьях: МИРОВОЕ ДРЕВО ЯСЕНЬ ИГГДРАСИЛЬ

ваза
 В Греции ясень был посвящен Посейдону, второму богу из ахейской троицы, да и Мелии, или нимфы ясеня, весьма почитались. Согласно Гесиоду, Мелии появились из крови Урана, когда Крон кастрировал его. В Ирландии дерево Торту, дерево Дати и ветвистое дерево Уснеха - три из пяти магических деревьев, которые срубили в 665 году нашей эры, утверждая победу христианства над язычеством, - были ясенями. Потомок священного дерева Гривны, тоже ясень, все еще рос в девятнадцатом веке в Киллуре. Он защищал от участи утопленника, и эмигранты, плывшие в Америку после картофельного голода, брали с собой кусочки его коры. В британском фольклоре ясень - дерево возрождения. Гилберт Уайт описывает в своей "Истории Селбурна", как голых ребятишек проводили на рассвете через расщепленный ясень, чтобы вылечить грыжу. Этот обычай сохранился в отдаленных районах Англии до 1830 года. Палочка друидов с рисунком в виде спирали, найденная недавно в Англси и датируемая началом первого века нашей эры, - тоже из ясеня. Великий ясень Иггдрасиль, посвященный Водену, или Вотану, или Одину, или Гвидиону, уже упоминался в контексте Битвы деревьев и исполнял роль коня. Но Один отобрал дерево у Тройственной Богини, которая, как три норны из скандинавской легенды, вершила под ним суд. Посейдон, сохранив свою власть над лошадьми, стал еще богом морестранников, когда ахейцы начали плавать по морю; то же случилось и с Воденом после того, как его народ вышел в море. В древнем Уэльсе и древней Ирландии все весла и перекладины делались из ясеня. Ясеневыми были и прутья для понукания лошадей, разве что порой пользовались грозным тисом. Злость ясеня, о которой упомянул Гвион, заключена во вреде его тени для травы и хлебов. Зато тени ольхи, наоборот, колосья хорошо растут. Ясень - дерево морского могущества или силы, обитающей в воде. Другое имя Ведена, Игг (Iggr), от которого произошло Иггдрасиль (Igdrasill), несомненно, связано с hydra, по-гречески "море" (если точно, "нечто мокрое"). Третий месяц - это месяц паводков, начинается он 18 февраля и заканчивается 17 марта. В эти три месяца ночи длиннее дней, и солнце все еще считается во власти Ночи. Этруски из-за этого не рассматривали их как часть священного года.



чб

Древние имели обширные знания в области географии, астрономии, медицины, зоологии, экологии, и ботаники, и именно эти познания, а не 'дикость' или 'отсутствие цивилизации' привели к такому своеобразному мироощущению. Трудно поверить, что, скажем, викинги, объездившие на своих кораблях почти весь мир и, следовательно, неплохо разбиравшиеся в физической географии, могли утверждать, будто он реально находится на ветви чудовищного дерева. Следует помнить, что любой языческий миф затрагивает, прежде всего, не физическую, а духовную сторону жизни, смысл которой и будет рассматриваться здесь. Справедливости ради, следует упомянуть, что, наряду с основным духовным смыслом, миф зачастую описывает некий природный процесс путем иносказания, однако данный его аспект не является основным.
Славянские и германские племена, обитая близ дремучих лесов, где произрастали дуб, ясень, береза, сосна, ель и другие широколиственные и хвойные деревья не могли не заметить, что дерево не является простым растением. Дерево в совокупности с другими организмами, зависящими от него (насекомыми, травами, грибами и т. д.), составляет сложную биосистему, в которой жизнь каждого организма, второго и последующих уровней зависит от состояния дерева. Все это было замечено и описано языком мифа, а универсальность природных моделей дала возможность описать свои представления о духовном устройстве Вселенной наиболее простым образом. Таким образом, возникла естественная модель мироустройства, происходящая из законов самой Природы. Миры и обитатели кроны (различные священные животные) Дерева, в данной трактовке, рассматривались как организмы второго уровня, напрямую зависящие от Него, обитатели Миров - как организмы последующих биологических уровней. 



Существовало в такой системе понятие об организмах, помогающих дереву выжить, и о паразитах, что также в точности повторяет природную модель. Например, роль паразита, живущего за счет дерева и ничего не отдающего взамен, в скандинавской мифологии играет дракон из подземного царства Хель - Нидхегг, грызущий один из корней Дерева, а роль организмов - помощников исполняют Норны, поливающие другой корень водой из Священного Источника, устанавливая таким образом, баланс сил Добра и Зла, который сопоставим с экологическим балансом в природной модели. 
Согласно скандинавской мифологии Мировое Древо (Иггдрасиль) считается Ясенем, но на нем цветут все цветы, и растут все плоды, которые только можно найти в мире. Следовательно, основа миров - не только Дерево, но и символ всего живого на Земле.

Этим не исчерпывается символизм Мирового Дерева. В текстах мифов Оно предстает перед нами не только как Основа Миров, но и как Алтарь Вселенной, на котором один из Богов приносит Себя в жертву, способную спасти Миры и наделить его мудростью. В духовной же подоплеке мифологии можно увидеть символичную структуру человека. В славянской традиции каждый из трех Миров соответствует одной составляющей сущности человека: Явь - Телу; Навь - Душе; Правь - Духу. Скандинавская система, упоминающая Девять Миров, несколько сложнее для восприятия: Мидгард - Тело, Эго; Муспельхейм - Огненная Энергия; Нифльхейм - Энергия Льда; Асгард - Сознание, Созидание; Хель - Бессознательное, Разрушение; Ванахейм - Покой, Равновесие; Етунхейм - Движение, Деятельность; Свартавльхейм - Эмоции; Лессавльхейм - Чувства. Заметим, что Мидгард - мир проявленных форм - в схематической структуре Иггдрасиля находится в центре, представляя собой результат взаимодействия остальных факторов. Основываясь на нумерологии, характерной для нордических мистерий, можно говорить о том, что обе системы Мирового Древа связаны с числом три, а это, в свою очередь, позволяет нам провести некоторые аналогии между ними: Явь - Мидгард, Свартавльхейм, Лессавльхейм; Навь - Хель, Етунхейм, Нифльхейм; Правь - Асгард, Ванахейм, Муспельхейм. [Тройка и кратные ей занимают особое место в мифологии многих индоевропейских культур: Три Мира в славянской Традиции (Явь, Навь и Правь); три корня Иггдрасиля; три Норны (Урд, Вернанди и Скульд); три петуха - предвестника Рагнарека, и другие... Много образов, связанных с тройкой, сохранилось и в христианизированном обществе, потеряв, однако, при этом значительную часть своей смысловой нагрузки, что можно видеть в названиях и содержании русских народных сказок и былин: 'три царства - медное, серебряное и золотое'; 'три поездки Ильи Муромца'; Тридевятое царство; три сказочных брата; три дороги на перепутье итд, итп.

узкий

Если же говорить о причинах выбора славянами и скандинавами того или иного вида Дерева, то здесь следует вспомнить традиционную символику дуба и ясеня. В северных индоевропейских культурах оба дерева воспринимались как наиболее священные и обладающие наиболее сильной магией. Они символизировали мощь, силу, мудрость, мужское начало и духовную силу, связываясь в мифологических представлениях с верховным божеством или богом-громовником. Известно, что славяне часто устраивали капища именно в дубравах, а иногда приносили жертвы непосредственно дереву, ясеневая же древесина служила скандинавам для изготовления сильнейших оберегов и лучших наборов рун, а также для проведения магических ритуалов. Кроме того, знакомый с биоэнергетикой деревьев может отметить, что ясень и дуб (в противоположность иве и осине, связанных с женским началом в Природе) относятся к группе деревьев, 'излучающих' положительную биоэнергию. Древние, наверняка, знали о таких свойствах деревьев и в качестве Основы Миров представляли Дерево 'делящееся' своей энергией, а не 'отнимающее' ее. Вспомним, дома (а дома в древности воспринимались как миниатюрная модель Вселенной) никогда не строились, например, из осины. Колодцы же (ведущие в глубь земли - в Мир Мертвых), наоборот, делались исключительно из нее, в чем был, несомненно, и чисто практический аспект: осина, 'излучая' отрицательную биоэнергию, убивала в воде бактерии и микроорганизмы, что значительно снижало вероятность эпидемий, свирепствующих в средневековой Европе, где колодцы строились преимущественно из камня.

редставленный здесь текст конечно не исчерпывает символизм Дерева в нордических традициях. Да и разве можно исчерпать одной статьей или даже одной книгой то, что созидалось предками в течение тысячелетий? Поистине можно написать огромное по объему исследование, снабженное бесчисленным количеством теорий и научных фактов, но так и не постичь сакральной сути, заложенной в мифе, ибо сакральное постигается не столько умом, сколько 'надсознанием архетипа', и всякая попытка изложить Его словами является только отражением частного видения предмета и может лишь помочь человеку в его Постижении.

макет

Антропоморфное древо

или человек в образе растения

Иггдрасиль представляется подобным человеческому существу. Однако северному менталитету свойственно прямое отождествления дерева и человека, поскольку известно, что самая первая человеческая чета была сотворена - путем не создания, но “одушевления” - из двух древесных стволов, найденных на побережье (см., напр., “Прорицание вёльвы”).

Ведь даже имя первого мужчины, Аск, означает “ясень”, поскольку он был сотворен из ветви этого дерева (что до первой женщины, Эмблы, - ее имя означает “вяз”). Действительно, усматривается некая корреляция между космическим Древом и человеком. Представление, будто люди происходят от дерева, было широко распространено в древней Европе. Даже в Греции считали, что некоторые роды происходят от духа ясеня.

Человечество есть творение космоса, - творение, которому боги желают дать разум и собственно “человеческую” жизнь. Однако и до того, как боги вдохнули в него душу, человек был существом живым, в данном случае - деревом. Даровав ему дыхание, жизнь, подлинность, как о том сказано в Эддах, боги, возможно, нарушили естественный мировой порядок вещей, что так или иначе, но неизбежно, должно было привести к Рагнареку[30].

Однако продолжим анализ сходства между Иггдрасилем и человеком. Если Иггдрасиль - это отображение человека, он, как явствует, покоится на трех опорах, которые, по принципу подобия, являют собою основы человеческой личности: мудрость (Мимир), разрушительная энергия-жизнь, сексуальная мощь (Ниддхёг) и Судьба (Норны), чье предназначение - уравновешивать всю систему и заставлять плоскость склоняться то в одну, то в другую сторону.

Древо Жизни...

Иггдрасиль, Древо Жизни, имеет девять миров. Однако “девять” - это и число вечной жизни, вечного возобновления. Образ Иггдрасиля свидетельствует о постоянном круговороте, о непрестанном его разрушении и возрождении. Его листва служит пищей для оленя Эйктюрнира, с чьих рогов стекают все воды сущие, питая источник Хвергельмир, который, в свою очередь, поит древо... Иггдрасиль, Древо Жизни, символизирует неодолимую силу Жизни. Он и дает приют умершим, и возрождает к существованию с помощью своих ягод.

Здесь можно поразмыслить о “двойнике” древа Иггдрасиль в необъятной Долине Чудес, что окружает гору Бего - возвышающуюся возле ущелья Танд гору, ассоциируемую с Тором (благодаря тому, что она наполнена железом, которое регулярно притягивает к ней молнии). Это место представляет собою одно из самых древних в мире святилищ, возраст которого - по меньшей мере, 4000 лет. Там, в долине Фонтан-альб, в направлении, перпендикулярном маленькому ручейку, возвышается Древо Жизни, вызывая, пишет Эмилия Массон, мысль о “внезапном его появлении, едва схлынули бурлящие воды. Эта картина, простая и одновременно исполненная волнующей красоты, концентрирует в себе все разнообразие индоевропейских верований, связанных с древом жизни”[21].

Древо возвышающееся, древо-фаллос, символ отца, и одновременно дуплистое, населенное множеством существ, символ матери, Иггдрасиль поистине есть отображение первоначального гермафродита, гиганта Имира, из тела которого, убив его, Один и его братья Вили и Ве создали мультиверсум во всей его красоте.

... и мировая ось

Мирча Элиаде считал Иггдрасиль “деревом в высшей степени космическим”. Когда настанет конец света, и мир, содрогнувшись, рухнет, Древо вздрогнет, но не упадет. Он же доказал на множестве примеров, что ни одна религия не могла обойтись без концепции Центра Мира[22]. “Изучая мифы и легенды, имеющие отношение к Древу Жизни, мы - отмечает он, - постоянно наталкиваемся на идею, согласно которой подразумевалось, что Древо, находясь в центре Мироздания, связывает Земли и Преисподнюю”.

“В одной средневековой германской загадке, - пишет еще М.Элиаде, - идет речь о некоем дереве, чьи корни уходят в глубь Преисподней, а вершина достигает Престола Господня, чьи ветви объемлют Мир, и это древо в точности является Крестом. Действительно, для христиан Крест олицетворяет собою опору Мира”[23]. Можно, имея к тому все основания, полагать, что германским “христианам” удалось интегрировать образ центра, свойственный их традиции, в новую веру.

Как то показал Найджел Пенник, “существует две взаимосвязанных, но четко различающихся идеи, ассоциирующихся с космической осью. Первая - это Космическая ось как спиритуальная модель, способ рассмотрения или объяснения феномена, встречаемого во время путешествий души как в физическом теле, так и вне тела. Вторая - это группа, связываемая с физической геолокацией некоего объекта, являющегося универсальным образом или отражением извечной космической реальности”[24].

Найджел Пенник подчеркивал, что большинство знаменитых гео-мифологических пунктов, рассматриваемых в качестве центра Мира или выражающих понятие космической оси, были связаны с мифами о драконоборцах. Дракон или змей символизируют энергии Земли, грохочущие, необузданно дикие и опасно свободные. Посвященные минувших времен безошибочно отыскивали места, где можно было бы символически или физически (с помощью камня, дерева) зафиксировать эти дикие силы, чтобы подчинить их себе.

освещённый

Ясень...

Как следует из эддических текстов, речь якобы идет о ясене. Согласно Найджелу Пеннику, это дерево традиционно “для гадания и волшебства, ибо почки его имеют форму полумесяца, указывая на его связь с [...] лунной богини Мани”. В северной Европе древесину ясеня широко использовали для изготовления оружия и орудий, особенно - имевших магическое предназначение. Считалось, что ясень служит хорошим проводником магической силы. Гунгнир, копье Одина, представляло собою ясеневый кол, символизирующий “мобильную версию” космической оси Иггдрасиль. Согласно все тому же Пеннику, ясень служит могущественной защитой от любых вредоносных воздействий. Пенник приводит множество заимствованных из традиционных европейских суеверий или фольклора примеров, где ясень используется в магических целях.

... или тис?

Хотя из текстов нам известно, что Иггдрасиль является ясенем, некоторые могут задаться вопросом, не идет ли речь, скорее, о тисе или даже дубе? Так, у профессора Яна де Ври возник вопрос, почему бы наряду с распространенным в одних районах (Исландия и Норвегия) представлением об Иггдрасиле как о ясене, в других (Дания и Швеция)[8]. не бытовать представлению о нем как о тисе. Предварительно он напомнил, что священное дерево святилища Уппсалы (Швеция), вечнозеленое и приносящее плоды, обладающие целебными свойствами, было, вероятно, тисом.

В одном из эддических текстов говорится, что ягоды Иггдрасиля приносили облегчение при болях в период женских недомоганий. А ведь ясень не приносит ягод, в отличие от тиса, плоды которого якобы обладают важными целебными свойствами, излечивающими женские недомогания и облегчающими беременность. Не следует забывать и о том, что в древнескандинавском языке тис иногда назывался barraskr, то есть “ясень с иголками

Ниже мы поговорим о химических, особенно галлюциногенных, свойствах тиса. Пока же отметим, что свойства эти также могут служить одним из аргументов в пользу идентичности Иггдрасиля тису.

Что касается отождествления Мирового древа с дубом, в защиту этой версии также имеются доводы, особенно в пределах континентальных германских территорий. Встречаются изображения священного дерева в виде дуба, посвященного Тору и символизирующего воинскую доблесть, стойкость, мужество и верность. В “Саге о Волсунгах” дуб, возвышающийся посреди зала, поддерживает своими ветвями королевский дворец. Известно также множество священных дубов, которые буквально усеивали древнегерманские земли. Первое место среди них занимал посвященный Донару-Тору дуб Фулды, срубленный Бонифацием в 725 г., что должно было символизировать искоренение духа язычества.

Как бы то ни было, относительно бесполезно и смешно искать среди земной растительность абсолютный аналог подобной символической космической структуры.

Три корня

Иггдрасиль опирается на три корня. Согласно Младшей Эдде Снорри Стурлуссона, один из корней уходит к асам, второй - к инеистым великанам, третий - в Нифльхейм (Niflheim - “Мир тумана”). Однако в “Речах Гримнира” Старшей Эдды говорится не о Нифльхейме, а о Хель[9], и не о богах, а о роде человеческом. Кроме того, возле каждого из корней течет по источнику; каждый источник в той или иной мере является источником мудрости и познания. Корень, уходящий к гигантам, скрывает источник Мимира (“Память”). Возле корня, ведущего к богам (или людям), находится источник Урд (“То, что свершилось”). Под третьим корнем - корнем Нифльхейма (или Хель) скрывается источник Хвергельмир (“Кипящий котел” или “Источник, который звенит”), где варится питье богов. Поскольку вначале было не три норны (сестры Рока - Урд, Верданди и Скульд), а одна-единственная, то и источник вначале должен был быть только один.
цвет

... флора...

Иггдрасиль-дерево имеет замечательное строение. На его листьях записаны судьбы людей. Из них сочится роса, разумно описанная Дилльманом как “медвяная роса”[10], вещество, напоминающее священный напиток богов. “Прорицание вёльвы” сообщает нам, что эта роса происходит от “грязи”, которой забрызгано дерево. В отличие от других комментаторов, которые сочли в данном случае неуместным переводить древнеисландское aurr как “грязь” (склоняясь к более благородным жидкостям), Ф.Кс.Дилльман указывает, что подобные гипотезы “не принимают во внимание ни лечебных свойств, присущих земле, ни, в особенности, существования многочисленных мифов о происхождении меда - “этой прекрасной субстанции, в которой на самом деле есть частицы небесной грязи”.

Ягоды Иггдрасиля обладают неким свойством, которое помогает женщинам разрешиться от бремени, что говорит в пользу отождествления Иггдрасиля с тисом. В этом случае стоит воскресить в памяти свойства тиса. Эдред Торссон отмечает, что тис “содержит алкалоид, оказывающий токсическое воздействие на центральную нервную систему. Правильно приготовленный, он действует как мощный галлюциноген. Профессор медицины Куковка из университета в Грайце (Германия) обнаружил, что в жару тис выделяет газообразный токсин, который, накопляясь в тени дерева, может вызвать галлюцинации у человека, расположившегося под сенью его ветвей”[11]. Этот аспект окажется важным, когда мы перейдем к рассмотрению проблемы шаманизма.

... фауна...

Вокруг дерева обретаются странные представители фауны. Сегодня понимание их символики в значительной мере утрачено, тем более, что некоторые концепции, традиции или мифы наложились друг на друга, и нам не остается ничего иного как подсчитывать варианты их толкований.

У его подножия Иггдрасиля обитает дракон Ниддхёгг; в переводе Р.Бойера это имя означает “Тот, кто наносит жестокие удары” (с кратким “i”) или “Тот, кто разит темно [исподтишка, незаметно? - пер.]” (с “i” долгим); Ф.Кс.Дилльман предлагает вариант “Тот, кто повергает вниз” или, соответственно, “Тот, кто родит свирепо”.

Однако дракон-змей не всегда имеет негативное значение, и его символизм носит двойственный характер. Он служит и олицетворением той необузданной силы, той жизненной энергии, которая - при умении владеть ею - может служить развитию. В качестве стража золота (Фафнира) он являет собою препятствие, допустимое и необходимое для того, чтобы, превзойдя себя, достичь света[12]. Во многих традициях, в том числе и североевропейских, дракон олицетворяет собою величие, легитимность и священность королевской власти (например, алый и белый драконы англов, драконы из эпопеи о Мерлине, и ПенДрагон, отец Артура...). Сам Один, собираясь завладеть священным медом, превращается в змея, чтобы проникнуть в сердце горы (а, едва завладев питьем и выпив его, будто случайно превращается в орла, чтобы ускользнуть)[13].

Считается, что ясень обращает в бегство змей, оказывая на них своего рода магическое воздействие. Не символ ли это высвобождения скрытых возможностей духа и разума, - высвобождения, способствующего гармоничному перерождению темной души рептилии в душу сияющую, стремящуюся ввысь, воплощением которой станут считать орла или сокола?

Наконец, змея повсеместно ассоциируется с образом женщины и плодородия, и, таким образом, неразрывно связана с источниками жизни. Так и Ниддхёгг возлежит возле Хвегельмира - источника животворных вод всех миров.

В образе Древа обнаруживается классическая символика, включающая орла-небо на вершине и змея-землю у подножия. Орел, сидящий на вершине дерева, служит символом души или шаманской птицы, готовой улететь навстречу Пробуждению. Логично, что, будучи воплощением высшего духовного принципа, орел, царь птиц, занимает наивысшее положение в этой структуре. Во многих традициях он заменяет собою солнце.

Сокол (или ястреб) Ведрфельнир (“Полинявший от ненастий”), пребывающий меж глаз орла, может воскресить в памяти Жgishjamr, “Шлем ужаса” - символический нордический эквивалент третьего глаза[14]. Ведрфельнир - это еще и своего рода память о воплощениях существа, ставшая неотъемлемой составной частью “пробужденного” орла.

Белка Рататоск (“Зуб грызуна” или “Грызозуб”) снует вверх-вниз, перенося вести между орлом и драконом, головой и телом. Здесь содержится намек на то, что разум и тело могут быть размещены в одной плоскости и нейтрализовывать (подавлять) друг друга.

Как утверждает Эдред Торссон, “было бы ошибкой отделять дискуссию о “душе” от дискуссии о “теле” [...] Они связаны наитеснейшим образом, однако парадокс заключается в том, что в рунической практике они могут быть сознательно отделены одно от другого”[15]. Белка символизирует нейтрализацию двух противоборствующих сил - “пожирателей трупов” Хресвельга (орла) и Нидхёгга (дракона), что подобно изображению кадуцея: две змеи, обвившиеся вокруг одной оси.

Небезынтересно отметить, что на вершине изображены еще и олени, которые, как орел, поедают змей.
ракурс

Мировое древо, Ясень Иггдрасиль, ключевой символ Магии Севера. Ясень – активное воплощение Миропорядка, противостоящее постоянно наступающему Хаосу, „подгрызающему“ сами корни – основу Ясеня. Ясень – активная мироструктура, уравновешивающая различные силы Вселенной, прежде всего энергии Льда и Огня – миросоздающие, вечно противоборствующие и сотрудничающие Силы. Ясень – универсальная составляющая Вселенной, присутствующая в любой её части, объекте, особи. Именно через Ясень Вселенная объединена в единое целое.

Ясень имеет точно определенную структуру. Это, прежде всего, «три корня» – три источника – основы порядка, каждый из которых обладает своей определенной характеристикой. Это и «девять миров» – основных структур Ясеня. Каждый мир – это определенная часть, имеющая свое Назначение, Силу и Роль. И это ещё «сопутствующие персонажи» – мифологические символы – образы, либо обеспечивающие жизнь Ясеня, либо её укорачивающие, либо использующие Ясень.

Идея Мирового Древа присуща не только Северной Магии. Любая древняя мифологическая культура обладает своим Мировым Древом. При этом все они имеют сходные черты – универсальные составляющие: Ствол – Мир средний (мир людей), Крону – Мир Верхний (мир духов), Корни – Мир нижний (мир предков). Миры предков и духов могут меняться местами, количество миров может быть три, девять, двенадцать…

Ясень Иггдрасиль наиболее близок к Древам шаманов Севера Европы и Сибири, также обладающим девятеричной структурой. И это не удивительно – древняя мета-культура Евразии создала основу многих культурных традиций.

Один из аспектов Ясеня крайне важен для человека – Ясень и Человек тождественны в своей основе. Миры Ясеня тождественны строению психики человека. Психика человека произрастает из Ясеня и не просто связана с мирами Древа, а каждую секунду воздействует на Вселенную и подвергается воздействию извне – через Древо Миров.

Именно на овладение Ясенем, как инструментом само-созидания и активного действия, базируется глубинная Магия Севера, магия Рун прежде всего.





**********************************************************************************



Tags: ДЕРЕВЬЯ, Мировое древо, Ясень Иггдрасиль
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments