evrica_taurica (evrica_taurica) wrote,
evrica_taurica
evrica_taurica

"Откупори шампанского бутылку..."

...или послушай "Дона Джиованни".
двойной
*
5 декабря 1791 года умер Моцарт.

медаль
* Пишет Эдвард Радзинский ("Загадка Моцарта"):
Из письма ко мне пианиста К.
"Я никогда не верил, что Сальери отравил Моцарта. Люди искусства склонны к завышенной самооценке... Если попросить любого из нас чистосердечно ответить на вопрос: "Кто самый-самый?" - почти каждый ответит: "Я!"
Сальери был такой же эгоцентрик, как все мы. Тем более что, в отличие от нас, он имел все основания считать себя первым. Его превосходство было закреплено уже в его титуле: Первый Капельмейстер империи... Его обожали - и публика, и двор. Его признала Европа. Его опера "Тарар" шла при переполненных залах. А поставленный следом моцартовский "Дон Жуан" - провалился. И т.д. Неужели этот самовлюбленный музыкант, да к тому же итальянец... а музыка тогда считалась профессией итальянцев... мог признать первым какого-то неудачника и к тому же немца - Моцарта?.. Да еще настолько позавидовать ему - что отравить? Слухи об отравлении были после смерти Моцарта. Но только безумец мог их связывать с Сальери! Недаром сын Моцарта после смерти отца стал учеником Сальери.


Вы скажете: "Но, говорят, через четверть века после смерти Моцарта сам Сальери признался священнику, что отравил Моцарта. После чего сошел с ума. И попытался перерезать себе горло".
Если даже поверить в эти слухи, то все происходило совершенно наоборот: Сальери сначала сошел с ума, а потом уже объявил, что отравил Моцарта. Позвольте процитировать то, что писала тогда венская газета: "Нашему многоуважаемому Сальери никак не удается умереть. Его тело подвержено всем старческим слабостям. Разум покинул его. Говорят, даже в бреду больного воображения он винит себя в преждевременной смерти Моцарта. В этот вымысел не верит никто, кроме самого больного старика..." Кстати, в разговорных тетрадях Бетховена записано обо всем этом: "Пустая болтовня"...
Но в биографии Моцарта был очень странный поворот. Некое стремительное, таинственное падение его карьеры. В 1785 году публика его обожает, и вдруг... все от него отворачиваются... Это был век коварных интриг. Вспомним сюжет "Свадьбы Фигаро".
Так что вы поймете, что я почувствовал, когда нашел эту рукопись..." 
Все началось в старой московской квартире. Было за полночь, когда старик К. - знаменитый пианист, друг Шостаковича и ученик Прокофьева - сел к роялю.
- Сейчас без четверти час, 5 декабря. Именно в это время 5 декабря 1791 года в Вене умер Моцарт. Я всегда отмечаю эту дату.
Но он не заиграл. Он молча сидел за роялем, потом сказал:
- Одна из таких годовщин стоила мне нескольких лет жизни.
Естественно, посыпались вопросы.
- Пожилые люди еще помнят, - начал К., - те удивительные времена, когда в Ленинграде за гроши можно было купить фантастические ценности, награбленные в дни революции из петербургских дворцов. Именно так я приобрел в обычном букинистическом магазине две большие тетради в великолепных обложках красного сафьяна с пожелтевшей от времени бумагой, исписанной бисерным почерком. Рукопись была на немецком. Ее заглавие могло свести с ума любого почитателя Моцарта: "Подлинные размышления барона Готфрида Бернхарда ван Свитена"... Да, да, того самого барона ван Свитена!
Это была загадочная рукопись! В ней было множество фактических ошибок. И в то же время с совершеннейшей точностью цитировались бесчисленные письма Моцарта... Причем и те, которые опубликованы только нынче, только совсем недавно... Я мог часами говорить об этой рукописи, и я рассказывал тогда о ней многим... Но, видимо, слишком многим...
Вскоре я был арестован по совершенно невероятному обвинению... Причем взяли меня знаменательной ночью 5 декабря! Возможно, это был чей-то висельный юмор. Вместе со мной забрали и рукопись... Сразу после смерти Сталина меня освободили... Но рукопись исчезла!.. Мне сказали, что, скорее всего, ее забрал сам Берия... Он был страстный любитель подобных вещей... Возможно, она и была истинной причиной моего ареста... Я много ходил по инстанциям, писал письма - тщетно. И теперь, когда я совсем отчаялся, я дерзнул... Я пытаюсь по памяти восстанавливать текст... И, клянусь, "тень исчезнувшего начинает являться из-под жалкого пера". 
Уже уходя, К. обещал показать мне "результаты дерзкой самонадеянности"... Он знал, что я давно пишу книгу о Моцарте. 
К. умер через год, и - пусть это не покажется вымыслом - умер 5 декабря 1989 года. И вскоре его вдова переслала мне запечатанный конверт, на котором рукой К. была написана моя фамилия. В конверте была небольшая рукопись с неуклюжим названием "Моцарт - каким он был". В рукопись была вложена биографическая справка, написанная от руки: "Барон Готфрид ван Свитен (род. в 1734 г. в Голландии). Впоследствии переехал с отцом в Вену. Отец - лейб-медик при дворе Марии Терезии - имел огромное влияние на императрицу. Готфрид стал дипломатом, он был послом при многих европейских дворах. Но прославился не только на дипломатическом поприще. Он был великим знатоком музыки. И даже пытался сам сочинять. Автор двенадцати плохих симфоний. Был другом и покровителем Моцарта. На его деньги Моцарт и был похоронен в могиле для бедных на кладбище Санкт-Маркс".
Далее шел текст, дурно отпечатанный на машинке: 
......................................................................................................................................................................
(вся новелла - здесь:
http://www.radzinski.ru/%D0%9A%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%97%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%B4%D0%BA%D0%B0-%D0%9C%D0%BE%D1%86%D0

марка

http://www.ex.ua/view/16919268 - фильм-опера "Дон-Жуан" (1979)
(Или хотя бы это: http://belosnezhka.com/post132301949/)




..Дон-Жуан ложится и умирает (Весьма кстати для композитора, певца и публики), Лепорелло становится на колени и молится, из церкви продолжает раздаваться похоронное пение (черти что ли там поют или ангелы?). Начинается рассвет. Конец! Занавес. 
*
афиша
*


"Ни один художник всех времен не дает такого слияния космоса и жизни. С одной стороны - миры, звезды, судьбы, планеты, космос, эстетика, мистика, пантеизм, необуддийский - вагнеровский океан бытия, наркотика, с другой - заботы дня, "les mis,res d'aujourd'hui, la ,diocrit,sesp,rante des choses"* "Повседневные тяготы,приводящая в отчаяние посредственность (фр.)" по Анатолю Франсу; Моцарт есть мост между космосом и реальной жизнью, между Сириусом и мелочью дня…" 
                                                                                           Георгий Чичерин
*
реквием
*
**********************************************************************************************

Tags: "Дон-Жуан", Моцарт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments