evrica_taurica (evrica_taurica) wrote,
evrica_taurica
evrica_taurica

Дирижёр и Жор, часть вторая

МЦ
Начало здесь:
http://evrica-taurica.livejournal.com/45793.html#comments

Ариадна Эфрон в воспоминаниях о матери пишет:
«Была спартански скромна в привычках, умеренна в еде».
Попробуем рассмотреть, если позволительно сказать, г а с т р о н о м и ч е с к и й  аспект некоторых цветаевских стихотворений.
Иными словами – каков Рацион Поэта?
В стихотворении  «Ночь» читаем:
Ночного листика во рту вкус.
Из хлорофилла этого листика выросли цветаевские «Деревья», мощный поэтический цикл; ода Безымянному Кусту, гимны Бузине и Рябине. Кстати, по гороскопу друидов Цветаева – Рябина.
Из коктебельского стихотворения того же, 1913 года:
Сорви себе стебель дикий
И ягоду ему вслед.
Кладбищенской земляники
Крупнее и слаще нет
Это пишет 20-летняя девушка, с её романтическим интересом к кладбищам и погостам. По народным поверьям, съеденное на могиле притягивает дерзкого к царству мёртвых. Мотив запретного плода  - но также знак поэтической танатологии.
В стихотворении «Молодость» читаем:
Что уже душе до яств и брашна!
Смысл таков: отказ от земных благ, упоение изгойством, высокий сан отверженной.
И ещё пример.
Даже яблочка мне не хочется
Соблазнительного с лотка
- опять-таки в рамках мифологемы яблока как запретного плода.
В последнем цветаевском стихотворении «Ты стол накрыл на четверых», обращённого к Арсению Тарковскому, описана сцена печального застолья.
За непоставленный прибор
Сажусь незваная, седьмая.
Раз! – опрокинула стакан!
И всё, что жаждало пролиться, -
Вся соль из глаз, вся кровь из ран –
Со скатерти – на половицы.
Горечь отторженности от любимого человека, горечь упрёка –
Непозванная всех печальней! –
слышится в этих строчках.
Прочие упоминания съестного единичны, но равно принадлежны аскетической манифестации поэта.
Однако необычайно обильны и детальны страстные филиппики, гневные цветаевские стрелы, выпущенные по ненавистным мишеням, - по «жрущим и ржущим».
Ведь в кодексе чести Марины значилось:
Два на миру у меня врага,
Два близнеца, непрерывно слитых:
Голод голодных и сытость сытых.
Но сытый противоположён не голодному только, но голодному Поэту.
И поэт мстит – за цветущее дерево:
— С мародером, с вором, но не дай с гастрономом,
Боже, дело иметь, Боже, в сене уснуть!
(поэма «Автобус»)
Готовится  сардонический вывод:
Зубочисткой кончаются наши романы
С гастрономами.
Стихотворение «Квиты» из цикла «Стол», 1933 года создания, начинается с жеста: так бросают перчатку – вызов на поединок, так залепляют оплеуху.
Так Маяковский швырял толпе своё «Нате!»
Квиты: вами я объедена,



Мною — живописаны.



Вас положат — на обеденный,



А меня — на письменный.



 



Оттого что, йотой счастлива,



Яств иных не ведала.



Оттого что слишком часто вы,



Долго вы обедали.



Всяк на выбранном заранее —



Месте своего деяния,



Своего радения



Последующие строфы, по сути, представляют собой антифонарий, с инструментовкой типа противопоставления хору – солиста.



Вы — с отрыжками, я — с книжками,



С  трюфелем, я — с грифелем,



Вы — с оливками, я — с рифмами,



С пикулем, я — с дактилем.



Следует отпевание «долго обедавших»:
 В головах – свечами смертными



Спаржа толстоногая



И – припечатывающее напутствие:
 Полосатая десертная



  Скатерть вам — да саваном!



Еда=балласт



Существование – полёт.



«Мы поедаемы этим миром, охотящимся на нас». Вспомним цветаевское



Ты охотник, но я не дамся! Ты погоня, но я есмь бег!
 Так состоялся расчёт: поэт и мир расквитались сполна



Следующее хронологически стихотворение "Вскрыла жилы":



 



Вскрыла жилы: неостановимо,
 Невосстановимо хлещет жизнь. 
Подставляйте миски и тарелки!
 Всякая тарелка будет - мелкой,
 Миска - плоской. 
Через край - и мимо 
В землю черную, питать тростник. 
Невозвратно, неостановимо,
 Невосстановимо хлещет стих.




Рифмовка здесь спорадическая, прихотливая. Неточная рифма стих – тростник апеллирует к выражению Паскаля «Человек есть мыслящий тростник».



Поэт продуцирует животворную энергию стиха. Питает, а не питается.



Важно не потребление, а отдача.



Содержимое «посуды» - стих, он же Жизнь.



Такие вот «продукты»



Такой вот «сервиз»…



 



Лирическая сатира «Крысолов», 1925 года написания, поднимает нить, брошенную маяковским «Дирижёром». 
Бунт дирижёра всколыхнул сонную зыбь, и – пошло цунами!



 



Бунт архангела. Бунт скота.



Бунт галуна в передней.



 



Рабской сущности унтергрунд -



Музыка - есть - бунт.



 



Обрыдлая обыденность – враг! Стих Цветаевой афористичен:



Не водися с сытостью – съест!



Залихватскому освистанию предаются самодовольные бюргеры города Гаммельна. Несколько точных приёмов сатирика Цветаевой – и едящие превращаются в обитателей паноптикума



Выкрикивается анафема мещанству с его культом серо-золотой середины.



В «Крысолове» мы находим россыпи блестящих дефиниций на тему «Что есть музыка?»



Сначала устами гаммельнцев:

Мешанина из бычьих жил, 
дерева и сноровки
                                             



 



                  - Что' есть музыка? - Шум в ушах.



                  - Увеселенье свадеб.



 



                  - Беспоследственный дребезг струн.



                  - Скука и крики браво.



                  - Что есть музыка? Не каплун,



                    А к каплуну - приправа.



 



А  затем во весь рост встают громадные поэтические прозрения:
 Музыка ?– тиф



Музыка – взрыв!



По степи – скиф!



Жил перерыв!



За головню  - да голыми -



Хвать!  Из огня да в полымя!



 



Пострашнее, чем шум в ушах, 



Грёзы – глаза зажмуря.



Музыка – это банков крах, 
Раскрепощенье фурий.



 



Приглашается папа Пий



На Рождество предместий.



Quatuor четырех стихий,



Раскрепощенье бестий.



 



Лупоглазого школяра



В пасмах — кулак Потсдаму.



Что есть музыка? Ca ira!



Ратсгерры, вот вам гамма!



И – откровение, обнародованное тайное знание:
 Что есть музыка? Тайный страх



Тайного рата Гёте



Пред Бетховеном.



В поэме возникает тема конца физического мира. Громом звучат трубы Предвечного. 



Но заканчивается сия музыкальная пиэса лживыми фиоритурами флейты.
*



Исследователь Ефим Эткинд первый обосновал мысль, что в образе Крысолова Цветаева подсознательно, а 
временами и сознательно, воплотила некоторые черты облика Маяковского.



http://novruslit.ru/library/?p=44



Встреча  двух поэтов на перекрёстке, где уже сошлись Дирижёр и Жор, ознаменовалась новыми поэтическими откровениями, где высказывания оказываюся зачастую провиденциальными, а герои несут на челе отпечаток своей судьбы.



Как цветаевский Крысолов с чертами личности Маяковского, так и отважный смертник Дирижёр -  проекция елабужского конца, заложник жрущего мира.



Бесстрашный подданный Её Величества Музыки.
*******************************************




8 октября 1892 года родилась Марина ЦВЕТАЕВА
Tags: Дирижёр и Жор, Марина Цветаева, мои эссе
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments