evrica_taurica (evrica_taurica) wrote,
evrica_taurica
evrica_taurica

XVI Kонкурс Чайковского. Мои впечатления



Конкурс Чайковского завершён.
В эту атмосферу долгожданного музыкального праздника погружаешься легко и радостно, и принимаешь высокую температуру кипучих музыкальных состязаний как должный эйфорический градус, так что выход из фест-режима происходит не без ломки.
Слушала в основном пианистов. Победитель был мною предугадан.



В харизматичном Александре Канторове, представлявшем Францию, соединились европейский интеллектуальный блеск, российская душевная тонкость и особый налёт самобытности питомцев гнезда Рены Шерешевской, уже второй конкурс подряд дарящей почитателям большого пианизма нового кумира. Напомню, первым был покоритель московской публики Люка Дебарг.
Да и облик француза с русской фамилией на диво артистичен.



На это вдохновенное красивое лицо артиста не устаёшь смотреть.











А как трогательна была реакция Александра на объявление его золотым призёром!
Говорит Рена Шерешевская: «Когда все ушли, он зашел в этот зал, в Большой. Никого не было почти, и он вот ходил и вот так вот голову кверху, абсолютно счастливая улыбка на лице - я сейчас буду плакать. И он говорит: этого не может быть, я об этом даже не мечтал»
Александр Канторов - звезда конкурса, обладатель Гран-при.



Кстати, с 2002 года ни разу первая премия в номинации «фортепиано» не доставалась иностранцу.

«Когда я проснулся, у меня сердце стучало, а потом я успокоился и сейчас полон энергии. Но, честно говоря, очень хочу отдохнуть - собираюсь уехать на месяц во Вьетнам», - добавил он.

Выбрав малопопулярный Второй концерт Петра Ильича (в то время как все исполняли Первый), Канторов преподнёс слегка увядшим ушам аудитории благоуханный букет очаровательных мелодий и искромётных пассажей, как оказалось, выигрышно пианистичных.
Похожий на молодого Шопена, Александр числит, однако, в любимых композиторах Иоганнеса Брамса. (И то, сыгранный на первом туре Восьмой этюд Шопена прозвучал неудачно).

Брамсианство Канторова распространилось аж на три сочинения в его конкурсной программе; в том числе был исполнен и Концерт соль-минор (медленная часть которого, исполненная на гала-представлении в «Зарядье», замечу, выглядела довольно скромно для торжества).



А вот от чего завибрировало моё музыкальное «я», так это от изысканно варварских синкоп «Поганого пляса» из «Жар-птицы» Стравинского. Головоломная (и руколомная, наверно; а может, и струнырвущая) транскрипция оркестровой сюиты, выполненная Гвидо Агости, поражала навороченной сложностью, с которой пианист справлялся блестяще.  Нашу скифо-сарматскую хтонь, разгульную стихию в стравинско-дягилевской оправе почуял тёзка Блока самым нутром.

Во втором туре от игры Дмитрия Шишкина я была не в восторге. Сыграть b-moll-ное скерцо Шопена так бестрепетно и трезвомысленно…
И в «Острове радости» Клода Дебюсси, исполненном на гала-концерте, выверенный порыв отнюдь не взорвался безудержной вакхической стихией.
Прокофьевский Третий концерт в исполнении Шишкина прозвучал достойно, но в "меркуцианском" эпизоде финала не хватало красочных нюансов.




Кеннет Бруберг – личность уже сложившаяся. Он доказал это вдумчивым исполнением 31-й сонаты Бетховена, позднего сочинения совершенно оглохшего Людвига. Цельность данного сонатного цикла возможно прочувствовать, обладая не только музыкантским, но прежде всего жизненным опытом. Горечь утрат, вечный идеал красоты, жестокие схватки с роком - а надо всем этим высшая человечность бетховенского гения - словно рука помощи, протянутая каждому из нас.



«Рапсодия на тему Паганини», игранная Кеннетом, дала ощущение американского Рахманинова, да и знаменитый наступательный эпизод с “Dies irae” довёл, как всегда, эпителий до мурашек.



Японец Мао Фудзита, достойный полпред дальневосточного пианизма, каким-то непостижимым образом проник в тайны славянской души.



Вся программа второго тура была им составлена из произведений Скрябина, Шопена и Прокофьева.  Третью сонату Шопена для своих 20 лет он сыграл так зрело, что обрёл самую многочисленную и горячую  фан-группу среди московской тусовки. Не согласные с окончательными итогами конкурса, «маоисты» даже слегка бунтовали, пытаясь убедить окружающих, что Мао лучше всех.



Китайский пианист  Ань Тяньсу - безусловно перспективный музыкант, с прекрасным аппаратом, развитой музыкальностью и непреклонной волей. Очень впечатлило, как, выйдя из сосредоточенности, пианист "прыгнул в музыку" - и зазвучал императивный, увлекающий за собой Прокофьев.
Хотя романтика - не его стихия (В Рапсодии передать демонические кунштюки Паганини ему не удалось), но китаец силён в организации крупной формы.
Небезызвестный инцидент с перепутанными концертами на первый взгляд попортил выступление, а на самом деле только придал славы Аню.
О ком ещё так много и эмоционально толковали?




Истинное наслаждение получила я, слушая в полуфинале До Хён Кима.
Фортепианная транскрипция «Петрушки» Стравинского была исполнена корейцем так вкусно, и с таким трогательно простодушным любованием «русским стилем», что я отношу впечатление от его игры к самым дорогим.





А вторая часть «В каморке Петрушки» явила чудеса фортепианной оркестровки и владения совершенно особыми, тайными приёмами передачи эльфически-нежного, звеняще-паутинного тембра.
Как будто трассирующие жемчужинки перелетали по дуге из одного конца клавиатуры в другой…



Но вопли пытающегося очеловечиться существа выдавали совсем не кукольные страсти.

Спасибо, До!


Ещё одна конкурсантка, не попавшая в Финал, Анна Генюшене, запомнилась ярким исполнением Восьмой сонаты Прокофьева…и экспрессивной мимикой.









Выразительное лицо артистки отражало и загадочность «золушкиной» темы, и императивные октавные возгласы, и разливанное море ликующих финальных пассажей.
Барышня в чёрном гипюровом платье справлялась с прокофьевской музыкой отнюдь не плоше облачённых в концертные фраки коллег, так что даже вышколенная московская публика, не сдержав эмоции, нарушила табу и наградила Анну бурными аплодисментами сразу после первой части сонаты.



…Булгаковская московская жара плавила мозги, заливала глаза конкурсантов солёным пОтом.
Ещё на Открытии облик мокрого, как в бане, Даниила Трифонова, красующегося за "FAZIOLI" (вместо Дмитрия Маслеева), непроизвольно вызвал в памяти строки Евтушенко
Искусство весьма далеко
От дамы по имени Поза,
И если ему нелегко,
Оно не стесняется пота.
Истекали влагой и остальные труженики рояльной нивы.
И если опытные виртуозы, тренируясь, прокатывали заранее и вариант исполнения с закрытыми глазами, то близорукие обладатели очков оказались под двойным ударом: запотевшие стёкла постоянно приходилось протирать.
Вспоминается милое микропроисшествие: До, возясь с очками и носовым платком, нечаянно его уронил. Сразу возникли и передались через экран некие флюиды  сердобольности и сочувствия к полюбившемуся пианисту с очаровательной улыбкой.
Душевная русская публика!



Праздник закончился, гала-концерты отгремели, лауреаты свели знакомство со своими будущими импресарио: по сто концертов в год отыграть им гарантировано.
А пока можно чуть-чуть расслабиться...




Далее на фото: участники негласного конкурса по свободному дресс-коду:



Победил Емельянов в клеточку)

Немного грустно сознавать, что этот июньский кусочек жизни под знаком ТСН-16 уже стал прошлым.



Но остались записи (огромная благодарность каналу medici-tv!), с которыми буду знакомиться – ведь далеко не всё удалось послушать сразу . Белыми пятнами остались Емельянов, Сара и некоторые другие. А вокалисты? Какой голосина у грека-победителя! Слушая Монолог Бориса в его исполнении, я просто обомлела. Да и по виду оркестрантов стало ясно: момент исторический – мы присутствуем при рождении новой музыкальной звезды первой величины.
Отголоски праздника будут звучать долго.

А через 4 года душу вновь взволнует неизменное, святое для каждого русского уха, призывно-фанфарное чайковское ФА-РЕ-ДО-СИ!




Tags: 16-й конкурс Чайковского, Александр Канторов, июнь-2019, мои рецензии, пианисты
Subscribe

Posts from This Journal “мои рецензии” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments