evrica_taurica (evrica_taurica) wrote,
evrica_taurica
evrica_taurica

Categories:

В день рождения Леонида ФИЛАТОВА



Леонид Филатов.
Чем дальше мы отходим от чёрной даты 26 октября 2003-го года, тем внимательнее хочется всмотреться в детали уникальной судьбы этой замечательной разносторонней личности.
Актёр, режиссёр, литератор - во всех ипостасях Филатов по-разному хорош.


У Филатова выигрышная внешность.
Игра ума светится на лице, как отражение на поверхности моря глубинных процессов.




Черты лица, при ином соотношении ментала и витала, захоти актёр утрировать их, давали бы образ законченного фата.
Но этой пошловатости-фатоватости Л.Ф. не только в себе не носил, но и (припоминаю фильмы) в ролях никогда не воплощал.
Вспоминается Бриссенден из телеспектакля «Мартин Иден» - воплощённый аристократизм, без тени снобизма.
И во всех ролях — лавина мужского обаяния.
Среди не очень большого числа киноролей в послужном списке Филатова есть три роли режиссёров.
Ведь сам Филатов — режиссёр, в реальности призванный обуздывать талантливых и строптивых «сукиных детей».
В фильме Ильи Авербаха "Голос" (1982) Филатов нащупывает суть образа режиссёра-неудачника (при этом  диктатора), за производственными проблемами прозевавшего живого человека. Но фильм малоудачен и для биографии Филатова любопытен лишь как ступень к фильму "Успех".
Картина 1993 года "Благотворительный бал" так же уязвима для критики, хотя эта последняя роль Филатова в кино не лишена серьёзных актёрских достижений.
А вот фильм Константина Худякова "Успех" (1984) интересно проанализировать.
Краткое содержание здесь: https://ru.wikipedia.org/wiki/Успех_(фильм,_1984)

В роли Геннадия Фетисова Филатов самораскрывается намеренно.
Фетисов талантлив и бескомпромиссен. (Только и согрешил против правдолюбия, согласившись на обтекаемую формулу «Это больше нравится, это меньше»)
Вот провинциальные актёры пришли на «читку».
А режиссёр провоцирует их, доводя до «полной гибели всерьёз».



Умирает намеченный в отставку слабый сердцем Павлик Платонов.
От уязвлённого самолюбия, от осознания своей скудости. А человек был добрый, великодушный, но — бесталанный. И свитер с оленями носил, что не стильно режиссёру казалось.



Художественные провокации в отношении других актёров оказались не с летальным исходом. Но дело было на грани.
Вот коллизия Фетисов — Зуев (прежний знакомец, институтский товарищ Леонида). Александр Збруев узнаваемо играет компактного счастливчика, пришедшему к идее поклонения богу комфорта как к высшей мудрости.
Почему этот незлой человек готов морду набить режиссёру? За то, что тот, как тюбики с краской, жизненный сок из людей выдавливает.
А Зуев привык актёрскую службу отбывать от сих до сих, а потом - «жить».
Фетисов одним своим присутствием ставит под сомнение сладость зуевских утех.
Такая психосоматическая встряска полезна для человека, ещё не совсем пропащего для искусства.
Всех главреж заставит нектар с цветов собирать, чтобы потом мёд предъявить.
«Всё в топку моему огню»
Цепкий взгляд визуала-гурмана, умелое душеведение, касание болевых точек...режиссёр, словно блаженный, одержимый видЕнием, будет добиваться реализации своего авторского вИдения — любыми доступными способами.
Инспирировав конфликт с примой театра, Зинаидой Николаевной, Фетисов просчитывает на 10 ходов вперёд.
Потому что в данном случае трения одарённых людей высекают искру.
Алиса Фрейндлих в одной из лучших своих ролей: актриса играет актрису, играющую актрису.



Фрейндлих непревзойдённа в мастерстве.
Этот сапфировый голос, богатейшие модуляции которого гипнотизируют, обезоруживают, увлекают в добровольное рабство. Многозначительность междометий, нарочитые запинки, тягучий прононс, сложнейшая палитра интонаций, от искристых до матовых; пикантная хрипловатость — всё в арсенале актрисы способствует созданию образа.
Не менее обворожительна игра лица. Микровыразительность лицевых мышц работает на уровне эпителия; богатая мимика являет чудо виртуозности.
И зритель, и режиссёр Фетисов наслаждаются этой словно бы Антон Палычем завещанной Аркадиной.



Лариса Удовиченко играет артистку Аллу Сабурову, исполняющую в чеховской пьесе роль начинающей актрисы Нины Заречной.
Снова тройственный план.
Поначалу условно-миловидная Удовиченко (внешне немного схожая с Маргаритой Тереховой, но без её глубины) предъявляет среднебездарную актрисулю, которую особо и играть не надо.
Но чувство, которое Фетисов внушил Алле Романовне, одухотворяет её: женщина расцветает, лицо её омывает внутренний свет.



Хорош крупный план в сцене единственного поцелуя
Музыку к фильму написал Вячеслав Ганелин.
Уже в сцене «Дома у Зуева» в качестве звукового фона (с хозяйского кассетника) звучит столь высококлассный арт-джаз-рок, что чувствуется: это на несколько порядков выше уровня запросов Олега, этого гедониста средней руки.
По-малеровски экспрессивный, истинно драматический вальс сумел удачно отобразить сферу образов чеховской драмы.

Мы имеем возможность созерцать весь орнамент, «сотканный ковёр» жизни Леонида Филатова, в котором важен заключительный узор. Потому что мы глядим с колокольни 2020-го года, и нам видно всё.
Жёсткая диктатура - и коллегиальность, фанатичное следование принципу "один против всех" — и цеховой дух. Суровая муштра «сукиных детей» и мучительное нахождение в таковом статусе. Победоносная молодость и страшная, унизительная немощь.
Рыцарское служение не только Искусству, но даже слугам его.
А последний узор этого ткачества — заключительное, итоговое стихотворение, написанное в борении с неизлечимой болезнью, посвящённое внучке Оле.

Тот клятый год мне был как много лет. Я иногда сползал с больничной койки,
Сгребал свои обломки и осколки и свой реконструировал скелет.
И крал себя у чутких медсестер, ноздрями чуя острый запах воли,
Я убегал к двухлетней внучке Оле туда, на жизнью пахнущий простор.

Мы с Олей отправлялись в детский парк, садились на любимые качели,
Глушили сок, мороженое ели, глазели на гуляющих собак.
Аттракционов было пруд пруди, но день сгорал, и солнце остывало,
И Оля уставала, отставала и тихо ныла: деда, погоди.

Оставив день воскресный позади, я возвращался в стен больничных гости,
Но и в палате слышал Олин голос: дай руку, деда, деда погоди...
И я годил, годил, сколь было сил, а на соседних койках не годили,
Хирели, сохли, чахли, уходили - никто их погодить не попросил.


Когда я чую жжение в груди, я вижу, как с другого края поля
Ко мне несется маленькая Оля с истошным криком: «Деда-а-а, погоди-и...»
И я гожу, я все еще гожу, и, кажется, стерплю любую муку,
Пока ту крохотную руку в своей измученной руке еще держу.


Стихотворение, стучащее в сердце каждого жителя Земли голосом человечности; стихотворение, сделавшееся паролем милосердия.

Чтобы помнили.




Tags: "Успех", Леонид Филатов, кино, мои рецензии, чтобы помнили
Subscribe

Posts from This Journal “кино” Tag

  • Андрей СМИРНОВ

    Сегодня исполнилось 80 лет замечательному актёру, режиссёру и сценаристу Андрею Смирнову. Хочется пожелать Андрею Сергеевичу долгих плодотворных…

  • "Первая любовь"

    Сегодня день рождения Олега Янковского. По этому случаю помещаю мой отзыв на кинофильм "Первая любовь" (1995), в котором Янковский…

  • ЛЕДОВОЕ ПОСЛЕВКУСИЕ

    Я люблю фигурное катание. И увидев на стенде нашего кинотеатра «Чайка» афишу фильма «ЛЁД-2», соблазнилась посмотреть.…

  • Байопик в эпоху постправды

    По каналу «Культура» показали сериал «Людмила Гурченко» (2015). Раньше я это кино не видела и сейчас с интересом…

  • Отцы, дети, внуки

    В эпоху постмодернизма расправа с театральной классикой поставлена на поток. Линчёванные авторы ворочаются в гробах, пока Хлестаков в стрингах,…

  • Питерские фристайлеры

    Моя френдесса Ольга ptiz_siniz писала недавно о кинофильме "Не думай про белых обезьян": "Я люблю один фильм Юрия…

  • ПУТЬ ЛОТОСА. Впечатления от фильма «Зимний путь».

    Формулируйте заклинания в трёх словах. « Сон. Прогулки. Шуберт» - внушает подопечному студенту преподаватель вокала. Препод –…

  • День памяти Пушкина

    Недавно мои френды Елена и Андрей crimeaphile рассказали о выставке гениальной художницы…

  • НИКИТИН И НИКТО. О фильме Юрия Быкова «Дурак»

    Пролог. Татуированное чмо месит кулаками, отбивая плоть жене и дочери. Из обшарпанных дверей кажут пастозные физиономии разнообразные ментальные…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 30 comments

Posts from This Journal “кино” Tag

  • Андрей СМИРНОВ

    Сегодня исполнилось 80 лет замечательному актёру, режиссёру и сценаристу Андрею Смирнову. Хочется пожелать Андрею Сергеевичу долгих плодотворных…

  • "Первая любовь"

    Сегодня день рождения Олега Янковского. По этому случаю помещаю мой отзыв на кинофильм "Первая любовь" (1995), в котором Янковский…

  • ЛЕДОВОЕ ПОСЛЕВКУСИЕ

    Я люблю фигурное катание. И увидев на стенде нашего кинотеатра «Чайка» афишу фильма «ЛЁД-2», соблазнилась посмотреть.…

  • Байопик в эпоху постправды

    По каналу «Культура» показали сериал «Людмила Гурченко» (2015). Раньше я это кино не видела и сейчас с интересом…

  • Отцы, дети, внуки

    В эпоху постмодернизма расправа с театральной классикой поставлена на поток. Линчёванные авторы ворочаются в гробах, пока Хлестаков в стрингах,…

  • Питерские фристайлеры

    Моя френдесса Ольга ptiz_siniz писала недавно о кинофильме "Не думай про белых обезьян": "Я люблю один фильм Юрия…

  • ПУТЬ ЛОТОСА. Впечатления от фильма «Зимний путь».

    Формулируйте заклинания в трёх словах. « Сон. Прогулки. Шуберт» - внушает подопечному студенту преподаватель вокала. Препод –…

  • День памяти Пушкина

    Недавно мои френды Елена и Андрей crimeaphile рассказали о выставке гениальной художницы…

  • НИКИТИН И НИКТО. О фильме Юрия Быкова «Дурак»

    Пролог. Татуированное чмо месит кулаками, отбивая плоть жене и дочери. Из обшарпанных дверей кажут пастозные физиономии разнообразные ментальные…