evrica_taurica (evrica_taurica) wrote,
evrica_taurica
evrica_taurica

  • Music:

Валерий Ободзинский

913372-7554ce591cd10130
Валерий Владимирович Ободзинский родился 24 января 1942 года, в Одессе, на ул. Петра Великого в коммунальной квартире, в доме, где находилась консерватория. По утрам за окном была слышна музыка, звуки фортепиано. Военное время. Родители ушли на фронт. И маленького Валеру воспитывала его бабушка Домна Кузьминична.

Это было время оккупации Одессы фашистами. Бабушка в то время работала дворником. На руках у Домны Кузьминичны двое маленьких детей: её сын Лёня и Валера,который был всего на 2 года моложе своего дяди. Валера всегда называл бабушку на "вы", и обращался к ней "мама". Домна Кузьминична рассказывала случай, который чуть было не стоил жизни обоим мальчикам.
Лёня украл у немецкого офицера колбасу и съел. Немец в ярости поставил мальчиков к стене, собираясь застрелить, но тут вмешалась бабушка. Она бросилась к офицеру в ноги и стала целовать ему сапоги. Благодаря ей мальчики остались живы.



1949 год. Голодное и нелегкое время. Валера пошёл в школу. Учился неважно.

Сам про себя  говорил, что воспитание и образование у него было уличное: рос в среде воров и карманников и любил этих пацанов, и они отвечали ему тем же. Тогда у всех у них были клички."Цуна" - так звали Валеру его дружки. Позже,вспоминая, он говорил о них с нежностью. Его удивлял и восхищал тонкий юмор одесских пацанов. Он говорил, что эти ребята, не имея никакого образования, могли рассказывть так, что их можно было слушать часами. Такими же умелыми рассказчиками с неподражаемым чувством юмора были и его родители. Особенно отец, который всегда был душой компании.

Валера пел с самого детства.Он пел везде. Освоив немного гитару, немного контрабас, он пел на одесских пляжах, в парадных. Он пел, а его дружки в это время "чистили" карманы публики. Как он сам говорил шутя, "каждый занимался своим делом". "Заработанное" делили пополам. Ободзинский не имел музыкального образования. Он никогда не учился музыке и не знал нот, но обладал абсолютным музыкальным слухом, и всегда слышал малейшую фальшь. Валерий - певец-самоучка. О себе говорил, что сделал себя сам, слушая зарубежных исполнителей и собирая самое лучшее: какой-то штрих от одного, что-то от другого. Так он искал себя, свою творческую индивидуальность. О своем творческом пути говорил так: "Я из простой семьи, и помогать мне было не кому, я сам шёл к цели". Путь его был не из лёгких, но благодаря врождённому чувству юмора, страстному желанию и бесконечной любви к песне он добился того, чего хотел. В свои юные годы, прежде чем полностью посвятить себя искусству, Ободзинский работал кочегаром,"тянул" пружины на матрасах, а также немного проработал в артели, делая замочки для мебели. Он с юмором рассказывал о тех временах.

Началом его профессиональной карьеры стала работа на теплоходе "Адмирал Нахимов", куда его взяли сразу после первого прослушивания. Затем он стал солистом Костромской филармонии. Руководителями в то время были Валентина Фёдоровна Макарова и её муж, художественный руководитель Валерий Иванович. Позже они стали друзьями, и относились к Валерию как к сыну. Затем Ободзинский работал от Томской филармонии, объездив с концертами всю Сибирь, а затем и всю Россию. Пожалуй, нет такого города, где бы он не побывал с концертом.

Валерий не был похож на певцов своего времени. Власти не одобряли манеру певца, выбор репертуара. Говорили, что он поёт не по-советски. Считали его слащавым, несерьёзным певцом, поэтому  не допускали на телевидение. Но народная любовь свидетельствовала об обратном. Каждый концерт - аншлаг. Ободзинский работал на износ, был очень жёстким в работе, требовательным к себе и к другим. Он давал по 6 -7 концертов в неделю, часто на разных площадках, а однажды, отработав 10 концертов, он был близок к нервному и физическому истощению.

Ободзинский - певец любви, лирик. Он никогда не изменял себе, никогда не подстраивался ни под время, ни под требования властей. И это, естественно, давало негатичные результаты: "наверху" его не жаловали, было закрыто телевидение, резали выпуск грампластинок. Но несмотря ни на что, он пел то, что ему нравилось, пел сердцем, душой, смело брался как за советский, так и за зарубежный материал.

Валерий шёл впереди своего времени. Позже он говорил, что возраст для певца не имеет значение, главное идти в ногу со временем, не отставать. Ещё он говорил, что нет "глупой" публики, всё зависит от исполнителя. Благодаря неустанному поиску, он нашёл свою творческую индивидуальность, неповторимость

Каждый год на белые ночи Ободзинский приезжал в Ленинград и работал на самых центральных площадках города. Билеты на его концерт невозможно было достать. Зимой, обычно в январе, феврале, в Театре Эстрады проходили его концерты с новой программой,  приуроченные ко дню рождения певца. Билеты спрашивали от метро "Библиотека им. Ленина". А летом ежегодно, как традиция, были концерты в Одессе. Туда он ездил вместе с семьей. Вечерами работал, а днём отдыхал с семьёй на море. В Летнем театре друзья детства после концерта сопровождали  до гостиницы. Шли пешком, как свита, из 50-60-ти человек.

Впечатляет список композиторов и поэтов, с которыми работал певец: Д. Тухманов, Л. Дербенёв, М. Пляцковский, О.Гаджикасимов,Н. Добронравов, А. Флярковский, Н.Богословский, А. Зацепин, И. Шаферан, И. Кохановский и многие другие. Несмотря на всенародную любовь, певец долго не мог получить никакого звания. Заслуженным артистом Марийской АССР он стал после 2 месячной бесплатной работы - турне по республике. Он выступал в деревнях, сёлах, колхозах, совхозах, на фермах, на свинофермах, и даже в коровниках.

Долгие годы Ободзинскому приходилось снимать квартиру в Москве. В 1969 году он получил московскую прописку и сразу вступил в строящийся кооператив, а в январе 70 года они со своей первой женой въехали в новую 3-х комнатную квартиру. В связи с этим в мае его вызвали в КГБ и устроили перекрёстный допрос, продержав певца весь день.

Дальнейшая творческая судьба певца сложилась неблагополучно. Почему-то некоторые критики объявили специфическую манеру пения Ободзинского «западной», возможно, из-за чрезмерного проявления чувств, которое принимали за распущенность или слащавость. С начала 1970-х годов Ободзинского за это часто критиковали, издеваясь над ним в различных фельетонах. В силу каких-то личных причин Ободзинского невзлюбили министр культуры СССРЕ.Фурцева и председатель Гостелерадио С. Лапин. На стройках коммунизма петь про любовь считалось неуместным. В 1987 г. Ободзинский полностью покинул сцену.

Он работал сторожем на галстучной фабрике и вёл соответствующий образ жизни.


В конце жизни Валерий Владимирович пережил кризис, творческий апокалипсис. В этот период он вообще не пел. Его перестали интересовать слава, деньги, песни. Последние несколько лет он жил у поклонницы его таланта Анны Есениной. Анна помогла ему выпустить несколько дисков. Один из них на стихи и музыку А. Вертинского в современной аранжировке. Идея создания этого диска родилась из увлечения творчеством Вертинского. Ободзинский интересовался биографией артиста, изучая его жизнь, проводя аналогию со своей жизнью.

Валерий Владимирович Ободзинский скончался 26 апреля 1997года. В память о певце и в знак признания его таланта состоялся концерт в концертном зале "Россия" и церемония закладки звезды артиста на площади звёзд.
(текст с  официального сайта Валерия Ободзинского
http://www.obodzinskiy.com/biografia_1.html)
************************************************************************************
Посмотрите это редкое видео - одна из последних записей Певца.
Странное впечатление она производит: публика болтает, суетится, а артист, отрешённый от праздничного окружения, то думает какую-то трудную думу, то смотрит в упор.
А в глазах -  "Караул!"

*



*
И только сердце знает

 мечтает и ждёт.
 И вечно нас куда-то зовёт.

Туда, где улетает и тает печаль,

 Туда, где зацветает миндаль.
Прорвёмся!

Tags: Валерий Ободзинский
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments